Кто сказал «ты» телевизору
Да-да, телевидение, мониторы и прочие электронные развлечения для детей вредны, это понятно. А все же нельзя полностью запретить ребенку играть в виртуальные игры или смотреть телевизор, но и разрешить пользоваться всем этим, сколько угодно, тоже нельзя. В общем, «разрешить нельзя запретить» — и запятую здесь поставить, увы, негде.
Почему ящик намазан медом.
За телеэкраном или монитором никогда не бывает скучно! Движутся живые картинки, эмоции виртуальных героев захлестывают зрителя, которые весь превратился в зрение и слух. Все другие телесные ощущения для него не существуют. Чем же так вредны неконтролируемые зрительные образы и для взрослого, и особенно для ребенка? Даже если это не киборги и суперроботы, а вполне безобидные мультики, лавина бесконечных картинок может обрушиться на хрупкую психику и нанести ей серьезный ущерб. Так просто пустить на самотек телесмотрение и игровремяпровождение! Но что бы ты ни говорили себе в оправдание, это капитуляция перед бессмысленным голубым экраном или желание отдохнуть и отгородиться от всего – от работы, домашних забот, ребенка… Самой тоже можно уткнуться в экран и очнуться часов этак через пять, когда воскресное светлое утро безвозвратно пропало!
Не каждый взрослый в состоянии заметить свою почти наркотическую зависимость от ящика. Ребенок этого сделать тем более не может – и тебе придется прийти ему на помощь. Подбери правильную дозировку ТВ-просмотра, установи правила и границы! И помоги малышу научиться критически воспринимать то, что он видит. Задача не для разового мероприятия. Это похоже на чтение книг: вы вместе читаете и обсуждаете прочитанное.
Так и здесь: телевизор или игровая приставка приносят свои краски в ваш досуг, а ты учишь ребенка свободе выбора – не смотреть все подряд, а только то, что интересно, и столько, сколько можно, оценивать увиденное и контролировать себя, свои эмоции. Разве плохо жить без скуки. Вот ведь поразительно: если ребенок не скучает, он лишает себя многих возможностей для роста и развития. Ему жизненно важно немного поскучать, чтобы принять решение о переходе к активным действиям. Нырнув в компьютерную жизнь, он уже не может переключиться ни на что другое.
Даже если в игре отсутствует элемент агрессии, время, которое он проведет за компьютером, потеряно для его реальной жизни и живого общения. Почему визуальные образы воздействуют на нас так жестко? Ответ легко найти в физических параметрах. Когда ты читаешь книгу, мозг излучает электропотенциалы с частотой от 14 до 40 колебаний в секунду, это ритм активного восприятия информации. Если ты находишься у экрана, работа мозга замедляется, и исследователи фиксируют всего лишь 8-13 колебаний в секунду. Резко снижается активность левого полушария мозга, которое отвечает за логическое мышление и аналитическую переработку информации. Это похоже на легкий гипнотический транс.
Если телевизор так действует на взрослого, что говорить о детях?
За экраном или монитором работают зрение и слух, движения тела минимальны и почти бессознательны. Незаметно накапливается физическое и нервное напряжение. А развиться физически и интеллектуально ребенок может только во время реальных физических действий. Если дитя «переело» компьютерных игрушек, скорее всего, ему не очень нравится бегать, прыгать, играть в мяч, плавать: ведь повсюду надо преодолевать ограничения физического мира. А его игровой «двойник» по потолку бегает, летит с любой высоты и остается невредимым. В реальности такой ребенок часто неловок, движения его плохо скоординированы. Как приручить игрового зверя. 73 % детей испытывают утомление, даже если они провели за компьютером всего 15-20 минут. Рассеянность и усталость появляются уже на 14 минуте. Неподвижное сидение перед экраном развивает близорукость и приводит к набору лишнего веса.
Электромагнитное излучение тоже не проходит бесследно: свет экрана способствует выработке гормона мелатонина, регулирующего сон. Поэтому спят такие дети обычно плохо, а днем чувствуют себя вялыми. Специалисты утверждают, что детям до 5 лет лучше вообще не сидеть за компьютером, в 6 лет – не больше 20 минут в день, школьникам – 2-3 часа, но с перерывами для отдыха и других занятий.
И обязательно вместе анализируйте то, что происходит на экране. Постарайся разделить в восприятии ребенка понятия реального объекта и виртуального образа. Вместе рассматривайте, как технически сделана игра или мультик, как «склеен» сюжет, из чего состоят видеоэффекты и т.д. Кстати, можно вместе попробовать с помощью мультимедийных программ создать игру или видеоролик. Очень важно поговорить о том, что ребенок чувствовал, когда играл в игру, смотрел мультфильм или кино. Приучите его выражать словами свои чувства. Не критикуй, не обобщай сама ничего из сказанного.
Расскажи о том, что ты сама видела и чувствовала от общего просмотра. Визуальные образы очень часто оставляют неизгладимое впечатление, поэтому не бросай ребенка одного наедине с ними. Будь рядом!